Валентина Игнатьевна

История жизни каждого человека всегда уникальна и удивительна, наполнена неожиданными поворотами судьбы и событиями, в которых моменты абсолютного счастья чередуются с днями трудностей и преодолений. На долю старшего поколения выпало немало исторических событий, превративших судьбу каждого жителя нашей страны в героя своего времени.

Героиня, с которой нам лично посчастливилось поговорить сегодня – это женщина великой мудрости и силы воли, большой искренней любви к жизни, к родному городу Москве и району Фили, где прошли ее детство и юность. Наша собеседница – резидент пансионата «Идиллия» Валентина Игнатьевна Алексеева.

Разговор у нас получился удивительно теплый и трогательный. Конечно, ни одна книга по истории или интернет-портал не смогут передать и доли тех мельчайших деталей, которые помнит наша подопечная, из которых и складывается большая книга жизни.

Валентине Игнатьевне 96 лет, родилась она в 1927 году в городе Павловский посад. Когда маленькой Вале исполнилось 3 года, ее отец получил должность на Заводе №22 им. Горбунова, и вся семья переехала жить в Фили. В те времена это был большой производственный район, где располагалось несколько крупнейших заводов города. Работники завода жили здесь же, в бараках при заводских цехах. Завод №22, где трудился отец Валентины Игнатьевны, производил самолеты.

Немецкая аэрофотосъемка Филей. На снимке хорошо видны заводские цеха и бараки, где проживали рабочие.
Немецкая аэрофотосъемка Филей. На снимке хорошо видны заводские цеха и бараки, где проживали рабочие.

Днем основания предприятия считается 14 мая 1927 года, когда постановлением Совета труда и обороны СССР в Москве, в районе Фили, был образован Государственный авиационный завод №7, вскоре получивший новый инвентарный номер 22. На заводе в короткие сроки был налажен выпуск цельнометаллических самолетов-разведчиков АНТ-3.

Наша подопечная вспоминает, что между производственными цехами и руслом Москва-реки в то время находился аэродром, откуда в небо поднимались самолеты, только что собранные на заводе. Каждый взлет самолета был настоящим событием для ребят, детство которых проходило здесь, в промзоне, где трудились их родители. «Мы часто выбегали на гул взмывающего в облака самолета, громким детским смехом как будто приветствуя пилотов, и всякий раз немного пугались – а вдруг самолет заденет наши дома своим гигантским крылом», - рассказывает Валентина Игнатьевна.

Аэродром на Филёвской пойме
Аэродром на Филёвской пойме

Конечно, мир заводчан не ограничивался только комнатой в бараке и рабочим цехом. Рядом находился еще один завод, который местные называли «Москватоль». Здесь производился толь, рубероид и каменноугольные мастики. Детей привлекало здесь то, что производство было богато гудроном, который можно было жевать как жевательную резинку.
Южнее промышленных цехов находилась «Фабрика – кухня №7», здание которой сохранилось и по сей день. До недавнего времени здание продолжало выполнять свою функцию – здесь располагался ресторан «Космос».

Фабрика-кухня №7
Фабрика-кухня №7

На другом берегу реки находилась Шелепиха – с этим районом Фили соединял только железнодорожный мост, местные жители использовали лодочную переправу, поэтому на тот берег ездили не часто. Но все знали, что там находилась тюрьма.
Так проходило детство нашей героини, которое сейчас сложно назвать веселым и беззаботным. Но в те времена их семья была по-настоящему счастлива. На территории промзоны было все, что требовалось семье для жизни - поликлиника, детские воспитательные учреждения и даже Дворец культуры.

ДК Горбунова - легендарная "Горбушка". Дворец культуры имени Горбунова в Филях строился в качестве районного клуба Киевского района Москвы. На момент проектирования здания Фили ещё не входили в состав Москвы. Это был первый в Москве "большой" ДК, после него были ДК Зил и ДК завода Серп и Молот. Основными посетителями, на которых был рассчитан ДК, стали работники авиазавода №22, основанного на базе Первого Государственного бронетанко-автомобильного завода в 1923 году. ДК строился достаточно долго, с 1931 по 1938 год.

Недалеко находилась Школа №31, в которой, чуть повзрослев, начала учиться Валентина Игнатьевна. Здесь же уборщицей работала ее мама. Но едва успев закончить начальную школу, девочке Вале было суждено покинуть ее, и вместе со всей семьей оставить малую родину. В те дни начиналась война. Завод вместе со всеми рабочими и членами их семей спешно эвакуировали в город Казань.

К началу Великой Отечественной войны завод освоил производство пикирующего бомбардировщика Пе-2.
К началу Великой Отечественной войны завод освоил производство пикирующего бомбардировщика Пе-2.

«16 октября 41 года к баракам подогнали состав с грузовыми вагонами, в которых нам и предстояло эвакуироваться. К этому времени часть завода со станками уже были отправлены в Казань», - продолжает рассказ Валентина Игнатьевна. В Казани всю нашу семью поселили в гараже. Отец вернулся работать в свой цех, но уже на новом месте. Об обучении в школе мне тогда пришлось забыть. Как только мне исполнилось 14 лет, мне пришла разнарядка устраиваться на работу. Мне повезло, отец смог пристроить меня в свой цех. Он был старшим сменным мастером термической мастерской, коллеги его очень ценили. Здесь я начала осваивать навыки работы на шлифовальном станке, на котором однажды чуть не лишилась пальцев рук по неопытности.

Казанский авиационный завод им. Горбунова
Казанский авиационный завод им. Горбунова

После начала Великой Отечественной войны, в ноябре 1941 года, на территорию казанского предприятия был эвакуирован из столицы авиационный завод №22. 26 декабря того же года приказом Наркомата авиапрома СССР московский и казанский авиазаводы были объединены под названием Казанский авиационный завод №22 им. С. П. Горбунова. В годы войны объединенное предприятие выпустило более 10 тыс. пикирующих бомбардировщиков Пе-2, ставших основным бомбардировщиком советских Военно-воздушных сил.

В 42 году трагически погиб отец, и мама приняла решение вернуться в Москву. Она собрала младших детей и вместе с воинским эшелоном смогла добраться до столицы. Очень скоро я получила телеграмму о том, что она устроилась там же, в Филях, в наших родных бараках, нашла работу и мне есть куда возвращаться. С завода меня, конечно, уволить не могли. Попытки уговорить начальство отпустить меня в Москву не увенчались успехом – каждый работник был на счету. Но я приняла решение вернуться во что бы то ни стало. Я, недолго думая, продала рабочую карточку. Купила на нее буханку хлеба, бутылку водки и кусок мыла – все, чем можно было расплатиться в дороге. В Казани у меня оставался дядя, он и помог мне добраться до вокзала. В пассажирский поезд без документов проводница меня сажать отказалась наотрез. Я встала на подножку, двери передо мной закрылись. Тут вдруг сзади меня встал военный, взялся за ручки и стал меня держать. Уверенным голосом он сказал дяде, что тот может не волноваться, до Москвы мы точно доберемся. Не без приключений, но до города мы действительно добрались, почти половину пути продержавшись на подножке поезда. Ближе к Москве проводница сжалилась над нами, и пустила в буферную зону между вагонами.

Оказавшись в Москве, я сразу отправилась в родные Фили. Завод на этом месте продолжал свою работу, но был перепрофилирован под военные нужды - до 1945 года здесь производились бомбардировщики Ил-4 и Ту-2. Спустя время мне удалось закончить еще несколько классов школы и продолжить работу на заводе, где я доросла до должности бухгалтера.

Потом началась взрослая жизнь, мне выдали квартиру в другом районе Москвы, и я уехала из Филей. Сегодня на месте, где когда-то находились наши бараки, выросли небоскребы. В одном из них сейчас живет моя дочь и внуки.

Когда я оказалась в «Идиллии», я не поверила своим глазам. Я мгновенно узнала родные места, нахлынули теплые воспоминания о днях детства и юности. Я искренне рада, что сегодня этот район продолжает развиваться, по-прежнему являясь одним из передовых центров промышленного развития нашей страны. И, конечно, я искренне рада тому, что мои дети и внуки продолжают жить в этом прекрасном и любимом мной районе Москвы.

Современный проект застройки ГКНПЦ имени М. В. Хруничева
Современный проект застройки ГКНПЦ имени М. В. Хруничева

В декабре 1941 года на территории эвакуированного завода № 22 в Москве образован авиационный завод № 23, который до 1945 года производил дальние бомбардировщики Ил-4 и фронтовые бомбардировщики Ту-2. В дальнейшем здесь выпускались бомбардировщик Ту-12, стратегические бомбардировщики Ту-4, М-4, 3М, вертолёты Ми-6 и Ми-8.
Ракетная история предприятия началась в 1960 году: ОКБ-23 было перепрофилировано на разработку ракетно-космической техники и передано (вместе с заводом №23) как филиал в подчинение ОКБ-52, генеральным конструктором которого был В. Н. Челомей.
В 1961 году завод №23 стал называться Машиностроительный завод имени Михаила Васильевича Хруничева (сокр. ЗИХ).

Источники:
https://www.vedomosti.ru/
https://tatlin.ru/
https://realnoevremya.ru/
https://dmitry-sasin.livejournal.com/
https://tass.ru/
https://pastvu.com/

  • Дистанционный прием у врача
    Бесплатная консультация с врачом гериатром пансионата “Идиллия” и получите индивидуальные рекомендацим по уходу и восстановлению вашего близкого.
    Проконсультироваться
Проконсультироваться
Остались вопросы?
Выписка, результаты анализов, полезная информацию для оценки состояния
Отправляя заявку, вы даете согласие на обработку персональных данных
* Без номер телефона мы не сможем с Вами связаться
Оставить отзыв
Не отображается на сайте
Отправляя отзыв, вы даете согласие на обработку персональных данных